Высокоолеиновый подсолнечник: новые возможности для России и Украины.

Высокоолеиновый подсолнечник: новые возможности для России и Украины.
        Основная доля мирового производства семян подсолнечника приходится на обычный подсолнечник линолевого типа. При этом в последнее десятилетие кроме традиционных типов подсолнечника в ряде стран получило широкое распространение производство масличной с повышенным содержанием олеиновой кислоты. Наряду с этим, наблюдается увеличение мирового потребления высокоолеинового подсолнечного масла. Какие перспективы и возможности данная тенденция формирует для России и Украины?
Рост мирового пищевого и промышленного потребления растительных масел и протеиновых шротов обусловил активное развитие мирового производства масличных. За последние 10 лет (2000-2010 гг.), согласно оценкам USDA, объемы производства масличных в мире увеличились на 135 млн. тонн (+43%) - до 449 млн. тонн, мировое производство растительных масел выросло на 56 млн. тонн (+62%) - до 146 млн. тонн, а потребление - на 56,4 млн. тонн (+64%), до 145 млн. тонн.
        Наряду с увеличением потребления пальмового, соевого и рапсового масел наблюдается активный рост спроса на подсолнечное масло. Основными мировыми производителями подсолнечника являются ЕС-27, Украина, Россия, Аргентина. На их долю приходится 82% мирового производства масличной. Кроме того, ЕС-27 является и основным мировым потребителем подсолнечного масла.
        Ценным продуктом переработки подсолнечника является масло. В зависимости от содержания жирных кислот семена подсолнечника и полученное из них масло условно делятся на четыре типа.
        Высокоолеиновый подсолнечник был разработан в результате традиционных методов селекции. Патент на производство высокоолеинового подсолнечника и масла уже истек, поэтому в настоящее время все больше компаний могут заниматься его производством и продвижением. Однако, по крайней мере, в ближайшем будущем культура в основном будет выращиваться на договорных условиях с учетом потребностей клиента. Стандартный жирнокислотный состав масла: генетический потенциал содержания олеиновой кислоты является наивысшим среди масличных культур - до 94-95% с минимальным уровнем, как правило, не ниже 80%, 9% - линолевая кислота, 9% - насыщенные жиры.
        NuSun®, или среднеолеиновый подсолнечник был разработан в США с помощью традиционных методов селекции. В настоящее время это самый распространенный вид подсолнечного масла, производимый в США и Канаде. Другими словами, это «стандартное» подсолнечное масло для стран Северной Америки. Масло NuSun® присутствует на рынке в достаточных объемах и является конкурентоспособным по цене в сравнении с другими подобными по своим свойствам растительными маслами. Стандартный жирнокислотный состав масла: 65% - олеиновая кислота, 26% - линолевая кислота, 9% - насыщенные жиры.
        Высоколинолевый подсолнечник - традиционный вид подсолнечника, который производится на протяжении многих лет. Стандартный жирнокислотный состав масла: 69% - линолевая кислота, 20% - олеиновая кислота, 11% - насыщенные жиры. В настоящее время в странах Северной Америки производится в малых объемах ввиду ограниченного использования в жарении.
        Высокостеариновый подсолнечник - новейший вид подсолнечника, разработанный в США с помощью традиционных методов селекции. В настоящее время на выращивание гибрида семян и производство масла действует патент, а масло выпускается под торговой маркой Nutrisun™. Его преимущество заключается в функциональности, а именно - в альтернативности по отношению к частично гидрогенизированным маслам и тропическим маслам. Используется в выпечке, производстве маргарина, мороженого, шоколада и всей той продукции, которая требует использования «твердых» масел. Стандартный жирнокислотный состав масла: 18% - стеариновая кислота, 72% - олеиновая кислота, 5% - линолевая кислота и 5% - другие насыщенные жиры.
        Основными драйверами развития отрасли производства высоко - и среднеолеинового подсолнечного масла стали популяризация здорового питания в развитых странах, а также потребности мировой масложировой промышленности в новых видах масел, обладающих необходимыми качествами, при этом более дешевых по сравнению с маслами с аналогичными характеристиками.
       Что такое высокоолеиновое подсолнечное масло
?
•    Высокоолеиновое подсолнечное масло богато олеиновой (мононенасыщенной) кислотой (содержание - 80-90%)
•    Содержит менее 10% насыщенных жиров
•    Не требует гидрогенизации, следовательно, не содержит трансжиров
•    Физические свойства: нейтральный вкус, прозрачный бледно-желтый цвет
•    Применяется, главным образом, в пищевой индустрии на протяжении уже более 10 лет
       Главными преимуществами высокоолеинового и среднеолеинового подсолнечного масла являются высокое содержание витамина Е - природного антиоксиданта (альфа-токоферола), длительный срок хранения, нейтральный вкус, а также наличие свойств, идеально подходящих для жарки благодаря высокому содержанию олеиновой кислоты и низкому содержанию насыщенных жиров (менее 10%). Масла с наивысшим содержанием поли- и мононенасыщенных жиров (линолевая и олеиновая кислоты) и с меньшей долей насыщенных и трансжиров усваиваются быстрее и считаются самыми полезными для здоровья.
        Около 5 лет назад доля олеинового масла в мировом производстве подсолнечного масла составляла около 5%, в настоящий момент олеиновое подсолнечное масло представляет собой нишевый сегмент масличного рынка и занимает 10% от общемирового выпуска подсолнечного масла.
         Растительные масла существенно отличаются по качественным свойствам в зависимости от назначения использования - домашнее или коммерческое. Одной из важнейших характеристик товарных масел является устойчивость к высокой температуре при жарке на протяжении как можно более длительного периода времени. В целях повышения устойчивости многие масла должны быть подвержены гидрогенизации для коммерческого использования - процессу, при котором формируются вредные трансжиры.
        В то время как рапсовое и соевое масла имеют здоровый природный состав для домашнего использования, они практически всегда подвергаются гидрогенизации для применения в коммерческих целях, поскольку жирные кислоты омега-3, которые в них содержатся, снижают их устойчивость при интенсивном нагревании и жарении.
        Традиционно масла с большим содержанием насыщенных жиров или масла, которые полностью или частично гидрогенизированы, используются в коммерческих целях, поскольку обладают хорошей устойчивостью, имеют соответствующие вкусовые качества и срок годности, однако «здоровыми» маслами они не считаются. Например, хлопковое масло имеет природную высокую устойчивость и даже без гидрогенизации пригодно к промышленному использованию, но в то же время оно содержит большое количество насыщенных жиров (25-27% от общего объема жиров).
        Одним из самых полезных масел является оливковое. По жирнокислотному составу высокоолеиновое подсолнечное масло схоже с оливковым благодаря высокому содержанию в нем мононенасыщенных жиров. Также оливковое масло обладает относительно высокой устойчивостью ввиду низкого содержания омега-3 жирных кислот. С другой стороны, по температуре начала дымообразования данное масло значительно уступает остальным маслам и может придать специфический аромат и вкус пище.
        Высокоолеиновое подсолнечное масло решает одну из важных проблем, связанных с качеством растительных масел, – повышение устойчивости масла к автоокислению с целью предотвращения накопления токсичных продуктов окисления в процессе его переработки, во время его хранения и при непосредственном использовании. Данный вид подсолнечного масла оказался пригодным при производстве пищевых продуктов в качестве масла для опрыскивания снэков, крекеров и сухих завтраков, фритюрных масел, продуктов детского питания и для пожилых людей, а также случаев, требующих применения жидкого масла с повышенной окислительной стабильностью.
        Что сдерживало увеличение площадей под высокоолеиновым подсолнечником?
•    Существование патента на выращивание
•    Низкая материальная заинтересованность
•    Первые сорта/гибриды были нестабильными и низкоурожайными, а также обладали низкой толерантностью к болезням и растениям-паразитам (заразиха), значительно уступали линолевому подсолнечнику по вышеприведенным параметрам
•    Низкий уровень информированности о преимуществах высокоолеинового масла
      Что изменилось?
•    В настоящее время существуют гибриды, которые не уступают классическим гибридам по уровню урожайности, стабильности, устойчивости к болезням и растениям-паразитам
•    Высокая заинтересованность крупных переработчиков (страны ЕС-27)
•    Популяризация здорового образа жизни в развитых странах
       В настоящий момент крупнейшими в мире странами по производству олеинового подсолнечного масла являются страны ЕС-27, в частности Франция, Испания и Венгрия, а также США.
        В среднесрочной перспективе рост объемов мировой торговли высокоолеиновым подсолнечным маслом в основном будет поддерживаться за счет увеличения импорта данной продукции странами ЕС-27. К настоящему моменту в странах Евросоюза собственное производство высокоолеинового подсолнечного масла удовлетворяет потребности рынка в среднем на 80%. При этом процент самообеспечения имеет тенденцию к снижению.
        Наряду с этим, по оценкам ИА "АПК-Информ", также одними из наиболее перспективных направлений реализации высокоолеинового подсолнечного масла в перспективе могут стать такие страны, как Индия и Китай, в которых отмечается рост уровня доходов на душу населения, а также увеличение объемов потребления как растительных масел в целом, так и подсолнечного.
        Что касается России и Украины, то для данных стран подсолнечник является традиционной масличной культурой. Растущий спрос на подсолнечное масло со стороны внутреннего и экспортного рынка для России и экспортного рынка для Украины сформировал условия для развития отрасли производства и переработки семян подсолнечника в данных странах.
        За последние пять сезонов (период с 2006 по 2010 гг.) в России посевные площади под подсолнечником увеличились на 16% - до 7,15 млн. га, в Украине - на 15%, до 4,57 млн. га.
        В среднем за указанный период доля подсолнечника в структуре производства зерновых и масличных в России составляла 12% (10-14%), в Украине – 19% (18-20%). В структуре производства основных масличных (подсолнечник, рапс, соя) в России доля подсолнечника в указанный период составляла 80% (78-82%), в Украине - 68% (64-75%).
        На долю переработки на масло в среднем за последние три сезона в России приходится 95% общего предложения подсолнечника, в Украине – 90%.
        Как в России, так и в Украине основную долю в производстве подсолнечника составляют традиционные линолевые сорта и гибриды. Наряду с этим, в последние годы свою нишу в структуре производства подсолнечника заняли высокоолеиновые и кондитерские типы подсолнечника.
        Согласно данным, полученным при подготовке исследования «Рынок высокоолеинового подсолнечника России и Украины: текущее состояние и потенциал», в 2010 году доля высокоолеинового подсолнечника в общем производстве масличной составила 1% для России и 2,2% для Украины.
         Примечательным является тот факт, что, согласно результатам опросов производителей традиционного подсолнечника в России и Украине, проведенным при подготовке исследования, большинство сельхозпроизводителей не осведомлены о характеристиках современных гибридов высокоолеинового подсолнечника, а также о состоянии и тенденциях мирового рынка высокоолеинового подсолнечного масла.
        Это притом, что, по оценкам аналитиков ИА "АПК-Информ", Россия и Украина имеют огромный потенциал наращивания объемов производства высокоолеинового подсолнечника и подсолнечного масла, а также экспорта высокоолеинового подсолнечного масла.
        Подробную информацию о текущем состоянии и перспективах мирового рынка высокоолеинового подсолнечника и масла, ценообразовании на данные продукты в мире участники рынка могут получить, купив исследование «Рынок высокоолеинового подсолнечника России и Украины: текущее состояние и потенциал» (доступны как русскоязычная, так и англоязычная версии). Кроме того, в исследовании раскрываются следующие вопросы:
•    Перспективы изменения емкости мирового рынка высокоолеинового подсолнечного масла
•    Перспективы мирового производства высокоолеинового подсолнечного масла и мировой торговли
•    Описание и анализ факторов, способствующих и препятствующих развитию отрасли производства высокоолеинового подсолнечника в России и Украине
•    Основные игроки рынка высокоолеинового подсолнечника и масла в России и Украине
•    Сравнение уровня цен на подсолнечное, высокоолеиновое подсолнечное, оливковое и подсолнечно-оливковое масла, представленные на рынках России и Украины
•    Описание и анализ факторов, способствующих и препятствующих развитию отрасли переработки высокоолеинового подсолнечника в России и Украине
•    Экспортная торговля высокоолеиновым подсолнечником и маслом в России и Украине
•    Оценка перспективных направлений в экспортной торговле высокоолеиновым подсолнечным маслом
•    Перспективы российского и украинского рынка высокоолеинового подсолнечника и масла
        Методология исследования
        В основу исследования «Рынок высокоолеинового подсолнечника России и Украины: текущее состояние и потенциал» легли данные официальных источников статистики Украины, России, США, Аргентины и Франции; результаты опросов представителей основных сегментов рынка высокоолеинового подсолнечника России и Украины (поставщики посевного материала подсолнечника, производители традиционного и высокоолеинового подсолнечника, переработчики традиционного и высокоолеинового подсолнечника, экспортеры семян подсолнечника и подсолнечного масла); данные ведущих мировых аналитических и консалтинговых агентств.
        Кроме того, данной теме будет посвящена специальная сессия-семинар, которая пройдет в рамках конференции «Oilseeds&Oils 2011» 22-24 сентября в Стамбуле. В последние несколько лет высокий интерес к перспективам развития этого рынка проявляют как трейдинговые и перерабатывающие компании, так и инвесторы. Данная сессия-семинар по высокоолеиновому подсолнечнику поможет участникам лучше понять возможности и риски данного сегмента.
        Специально для OilWorld.RU
        По вопросу приобретения исследования «Рынок высокоолеинового подсолнечника России и Украины: текущее состояние и потенциал» обращайтесь в службу маркетинга: Елена Никитина, тел: +38 (0562) 32-15-95 (доб. 115), +7 (495) 789-44-19; e-mail: study@apk-inform.com
По вопросам участия в конференции «Oilseeds&Oils 2011»: Ирина Озип, тел: +38 (0562) 32-15-95 (доб. 160), +7 (495) 789-44-19; e-mail: ozip@apk-inform.com

Вернуться